Интервью с Александром Григорьевичем Гагариным (продолжение)

Интервью с Александром Григорьевичем Гагариным
(продолжение)

Насколько российский рынок драгоценностей и произведений искусства обширен? Сколько он насчитывает участников?

— Трудно сосчитать. Цифрами, наверное, никто не владеет. Помимо крупных, средних и малых предприятий есть много так называемых предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), не говоря о тех, кто этим бизнесом занимается нелегально. Среди индивидуалов нередко встречаются интереснейшие работы, их авторов хорошо знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Рынок этот очень плотный. Центрами ювелирного искусства в России являются всего несколько городов, так или иначе привязанных к древним местам производства либо к торговле. Если идти от запада к востоку нашей страны, то это будут Санкт-Петербург, Москва, Костромская область, Казань, Екатеринбург и Златоуст Челябинской области. Урал вообще насыщен ювелирным промыслом, а Златоуст — вне конкуренции, особенно в создании художественного оружия. Затем Новосибирск и Якутск. Вот практически и все.

Насколько этот рынок в России монополизирован?

— Монополия — это то, к чему стремится любой бизнес, но в ювелирном деле, во всяком случае в России, она не может возникнуть никогда. Слишком много направлений в ювелирном производстве и торговле, велико разнообразие видов изделий, на которых специализируются участники рынка, материалов, из которых они изготавливаются, оригинальных, неповторимых художественных стилей и форм, являющихся достоянием конкретных создателей этих произведений ювелирного искусства. В торговле есть фирмы, которые занимаются только импортом, кто-то — продажей наших ювелирных изделий, но тоже специализирующихся на реализации, как правило, одного или нескольких видов данной продукции. Есть чисто торговые фирмы, есть производители-оптовики, есть те, кто работает на розницу. Часть производителей работает только по заказам и т.д. Каждый выживает, как может и как получится.

Может ли на этот рынок прийти новичок?

Теоретически может, но найдет ли он себя здесь — большой вопрос. Любой рынок начинается с потребителя. Просто наделать ювелирных изделий на свой вкус и пойти их продавать — пустое занятие. Прогорит человек в момент. Надо изучить рынок и найти в нем то, чего не хватает потребителю. Только тогда есть шансы на успех. Могу сказать почти определенно, что в Москве затевать новое дело в этом сегменте рынка — дело почти безнадежное. Здесь есть все, абсолютно все, что кому-нибудь может понадобиться. В других регионах для организации собственного бизнеса в этом направлении ситуация несколько иная. Например, ювелирные выставки-продажи, которые проводились в последние годы в Сочи и Казани, показали высокую покупательную способность этих городов. Наверняка такие же резервы имеются и в других регионах Российской Федерации, но рынок этот требуется предварительно тщательно исследовать.

Но, не будем лукавить, этот рынок весьма криминализирован. Есть немало нелегальных организаций, промышляющих продажей значительно более дешевых контрабандных товаров. Как с ними бороться?

— Контрабанда существует потому, — что слишком зарегулирована официальная деятельность по торговле ювелирными изделиями. Обложенные высокими налоговыми поборами, и прежде всего — НДС, дорогой по оплате арендой помещений и прочими побочными расходами, наши ювелирные изделия по себестоимости являются неконкурентоспособными на мировом ювелирном рынке. Мы смогли в этом убедиться на международных выставках, в которых принимали участие наши российские представители. По качеству наши изделия не только не уступают зарубежным аналогам, но нередко их превосходят своей уникальностью, неповторимостью. Но высокое качество убивается ценой. Нужно упростить целый ряд процедур ввоза и вывоза, смелее либерализовать налоговое бремя.

В подтверждение ваших слов могу добавить, что за границей глаза разбегаются от обилия дешевых ювелирных изделий.

— Здесь я поостерег бы неискушенного читателя. Нужно проявлять здоровую осторожность к тому, что предлагается вам «задешево». Хорошие вещи дешевыми не бывают. В частности, очень много турецких, индийских подделок предлагают в розничной торговле. Много изделий выдают за металлы высокой пробы, а на самом деле они изготовлены обычным методом напыления.

Какие советы и рекомендации вы могли бы дать людям, чтобы обезопасить их от недобросовестных продавцов?

Советы самые простые. Покупать изделия известных фирм. Желательно в фирменных магазинах, где выдается товарный чек. Обязательно надо проверить соответствие того, что написано на бирке, тому, к чему она прикреплена. Это основное. Покупатель, как правило, не эксперт, самому ему разобраться трудно. Еще он может попросить продавца рассказать более подробно о том, что желает приобрести. Но, к сожалению, культура обслуживания и, главное, знания наших работников прилавка очень низки. В лучшем случае они прочтут то, что написано на бирке, в худшем — скажут, чтобы покупатель прочитал все сам.

Что представляет собой ювелирный рынок России сегодня и насколько он перспективен для дальнейшего развития?

Ювелирный рынок — это показатель благосостояния общества. Могу сказать, что рынок на подъеме, развивается, но в очень умеренной динамике, с низкими для отрасли темпами. Перспектива, безусловно, есть, но нужно освободить «стреноженного коня», существенно либерализовать правила работы на этом рынке. Тогда будет хорошо не только тем, кто здесь профессионально занят, но и тем, кто потребляет, приобретает его продукцию. И государство от этого только выиграет.