«Искусство подделывания художественных произведений расцвело сейчас особенно пышно, стремительно догоняя, а временами и перегоняя науку распознавания их. Создается нечто, напоминающее в военном деле соревнование в изобретении средств разрушения и придумывании средств защиты от последних». Акалемик И.Э. Грабарь. 20-е годы ХХ века.

Оценка произведений искусства осложнена рядом специфических свойств объекта оценки, среди которых основным является вопрос подлинности произведения искусства.

История подделок. Причины массового появления клонов. Что считать подделкой?

История существования и изготовления предметов искусства, повторяющих оригиналы насчитывает, тысячи лет. Для соблюдения ритуалов и поклонения богам требовались тотемные статуэтки и другие священные предметы, причем в большом количестве. Оригинальных предметов, естественно, на всех не хватало. Тогда стали появляться копии. То есть — суть те же подделки. Сначала люди научились имитировать методы изготовления этих предметов, потом их стили и т.д.… В эпоху древних цивилизаций спрос на искусство был очень большим. Египетские художники и ремесленники поставляли оригинальные и не совсем образцы своего творчества различным мастерам из соседних стран, а позже – грекам.

Различные произведения искусства мастеров Месопотамии активно копировалось в государствах Северной Африки, Ближнего Востока, Средней Азии и даже в Китае.

В Римской империи главным источником образцов копирования для всех художников стало искусство древних греков. Многие греческие шедевры легли в основу канонов красоты у римлян. Сначала с греческих статуй просто делались копии, но богатые римляне, во что бы то ни стало, хотели владеть оригиналами. Так у многих ремесленников появилась возможность обогатиться, овладев искусством копирования, и некоторые торговцы продавали богачам копии под видом настоящих древнегреческих скульптур.

Вероятные пути распространения «клонов» в древнем мире.

Если в первом приближении попытаться разграничить понятия подлинности и не подлинности произведений искусства, то можно считать, что любые произведения искусства, созданные автором или при его непосредственном участии, следует считать подлинниками. Все же остальные произведения аналогичные подлинникам являются «клонами».

Это могут быть как просто копии, так и намеренные подделки, изготовленные с целью продажи под видом оригинала. Но фактически такой подход не охватывает всего многообразия вариантов создания произведений искусства с точки зрения экспертов и оценщиков. Все намного сложнее.

Один из подходов к классификации таких клонов был предложен А.Р. Киселевой из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря (2002). Автор этой классификации назвал такие работы «вторичными». Такой подход был предложен в виде достаточно сложной многосвязной блок-схемы. Термин «вторичные работы» — в нашем специфическом случае представляется не совсем адекватным, так как такие работы могут быть по сюжету, композиции и даже технике исполнения вполне оригинальными и, в то же время, выдаваться за подлинные произведения тех или иных мастеров.

Такой несколько академический подход к градации «вторичных» работ для практической деятельности экспертов и оценщиков достаточно сложен. Поэтому термин «клон» более подходит к рассматриваемому случаю.

Основные направления создания клонов (подделок) по видам искусства.

Вариантов создания «клонов» существует множество, что делает необходимым классификацию таких объектов применительно к практической деятельности оценщика . В дальнейшем термин «клон» будет применяться без кавычек.

Упрощенная схема классификации клонов

Как видно из приведенной схемы, вариантов изготовления клонов достаточно много, что существенно осложняет работу экспертов и оценщиков. Это тем более актуально для последних, которые в соответствии с Российским законодательством за ошибку в оценке отвечают всем своим имуществом. ( Отметим, что не существует никаких нормативных и прочих документов, регламентирующих материальную ответственность экспертов-искусствоведов.)

Особую роль в клонировании произведений искусства играет, как ни странно, их реставрация. Хорошие, квалифицированные реставраторы досконально знают все особенности техники, стилей и материалов, применяемых мастерами различных эпох и направлений в искусстве. Именно поэтому самые изощренные и умелые фальсификаторы появляются из среды реставраторов.

Следуя приведенной схеме разберем варианты создания клонов, начиная с живописи.

Каких художников чаще всего подделывают?

Совершенно очевидно, что вне зависимости от того, с какой целью осуществляется копирование, объектом клонирования выбирается известный художник, чьи работы находятся в государственных музеях, частных галереях и коллекциях, а также выставляются на торги всемирно известных аукционов, опубликованы в каталогах и специальной литературе.

С конца ХХ века стала расти популярность русских художников – как старых мастеров, так и авангардистов. Но, как сказал поэт, «пряников сладких всегда не хватает на всех». Поэтому возникновение спроса, соответственно, родило предложение. Для его удовлетворения заработала система клонирования востребованных произведений, что нашло отражение в участившихся скандалах , как на известных аукционах, так и в издании РОСОХРАНКУЛЬТУРОЙ серии Каталогов подделок произведений живописи, число томов которых к настоящему времени достигло шести.

Что же касается персоналий, то необходимо отметить, что наиболее часто клонируют работы русских классиков по направлениям: пейзажистов, маринистов, реже работы с жанровыми сценами. В последние годы появилось много клонов авангардистов.

Так, из опубликованных в открытой печати материалов известно, что Иван Константинович Айвазовский признавал за собой примерно 3 000 произведений (картин, этюдов, рисунков), в то время, как по галереям, музеям и аукционам «гуляют» около 60 000 его работ. Если конкретно, то вот пример — из запасников Астраханской Государственной картинной галереи была взята для реставрации картина Ивана Айвазовского «Восход». Последующая проверка, проведенная специалистами Русского музея в Санкт- Петербурге и Всероссийского центра художественно-научной экспертизы им.Грабаря в Москве показала,, что в запасники галереи после реставрации под видом оригинала картины Ивана Айвазовского «Восход» была возвращена «не очень удачная подделка».

Кроме этого случая, еще и «Осень» Саврасова во время проведения реставрации была подменена копией.

В Астрахани следственным управлением областного УВД возбуждено уголовное дело по этим фактам хищения из государственной картинной галереи имени Бориса Кустодиева двух шедевров изобразительного искусства, страховка которых превышает сумму в 4 млн. долларов.

Как видно из анализа материалов, опубликованных в указанном выше «Каталоге», подделка произведений живописи осуществляется по направлениям, приведенных в схеме. Так например, в 1-й части «Каталога подделок произведений живописи» картина малоизвестного Хольгера Любберса, написанная в 1831 г. и купленная на аукционе в Дании в 2005г., была выдана за работу А.К. Беггрова, якобы написанную в 1912 г. Как известно, произведения кисти Александра Беггрова высоко котируются на аукционах Christie*s и Sotheby*s, что и привлекло фальсификатора. В том же 1-ом томе «Каталога» приведена картина Конрада Хоффа, выданная за работу известного русского художника Алексея Боголюбова, также высоко ценимого. Обе эти подделки относятся к тому виду, который в схеме можно обозначить как «копия с поддельной подписью». А.П. Боголюбов вообще является объектом частого копирования и фальсификаций.

Есть и другие, более изощренные варианты фальсификации произведений живописи. Так в 3-й части «Каталога» приведена подделка, основанная на внесении незначительного изменения содержания полотна и подделкой подписи. Этот прием использовался для того, чтобы выдать картину Фердинанда Рихарда за произведение русского мастера П.П. Верещагина.

Методика распознавания подделок

Основой выявления клона является проведение комплексной иконографической, стилистической и технико-технологической экспертизы произведения. При этом иконографию и стилевые особенности исследует эксперт-искусствовед. Что же касается технико-технологической экспертизы, то это уже серьезные лабораторные исследования, включающие в себя следующие этапы:
1. Микроскопический анализ.
2. Исследование в УФ-диапазоне излучения.
3. Исследование в ИК-диапазоне излучения.
4. Рентгенографический анализ.
5. Анализ фактуры живописной поверхности.
6. Анализ химического состава живописных материалов.

Микроскопический анализ позволяет выявить старые тонировки и записи, не определяемые в УФ-лучах из-за лакового покрытия..

При исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные вмешательства, отличающиеся от оригинального авторского слоя.

Есть и другие факторы, говорящие в пользу микроскопических исследований.

УФ-излучение, освещая картину, позволяет увидеть либо общую люминисценцию лака, красочного слоя и грунта, либо каждого из них в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает возможность:
— получить информацию о сохранности произведения;

— выявить невидимые в обычном свете надписи и подписи,

— выявить отдельные датирующие пигменты (например, цинковые белила);

и другие важные факторы.

Результаты исследований проверяются данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава проб.
Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих об имеющейся реставрации, загрязнении или об отсутствии лаковой пленки.

Исследование в ИК-диапазоне излучения проводится с использованием электронно-оптического преобразователя, трансформирующего ИК-изображение в видимое, позволяющее:

— увидеть нижележащие слои живописи
— распознать под красочным слоем подготовительный рисунок
— выявить надписи и подписи, нанесенные углеродсодержащими материалами;
— выявить невидимые в обычном свете надписи и подписи;
— определить поверхностные и глубинные реставрационные вмешательства.

Рентгенографический анализ дает возможность:

— определить состояние сохранности произведения
— увидеть нижележащее изображение, а также правки и изменения композиции;
— определить некоторые живописные материалы;
— увидеть индивидуальные авторские приемы нанесения грунта (в отдельных случаях), построения красочного слоя и характер мазка при моделировке форм.

Анализ фактуры живописной поверхности проводиться визуально, по макрофотографиям, под микроскопом и позволяет:
— получить информацию о состоянии сохранности произведения;
— выявить индивидуальные особенности автора и общие признаки, характерные для художников определенного времени и школы;
— увидеть приемы и последовательность построения живописной поверхности;
— получить информацию о художественных материалах и технике живописи.

Анализ химического состава живописных материалов позволяет получить:
— информацию о времени создания произведения;
— определенные сведения об индивидуальных технических приемах художника и используемых им живописных материалах.

Данные, полученные в процессе комплексной экспертизы, сопоставляются с эталонным материалом, после чего делаются окончательные выводы об авторстве, времени создания, школе живописи и т.д. Очевидно, что определение подлинности произведения живописи, включает в себя целый комплекс исследований, требующий знаний в различных областях науки – истории, искусствоведения, химии, физики.

Таким образом, для правильной оценки произведения живописи подтверждение его подлинности является абсолютно необходимым условием.

ИКОНЫ

Задача распознавания подделок при экспертизе и атрибуции икон является одной из сложнейших для всех экспертов-искусствоведов. При этом, следует иметь в виду, что клонирование икон началось, как только появились сами иконы.

Клоны икон изготавливались не только в прошлом ХХ веке, но и в XIX веке и еще раньше. Из-за этого старые подделки создают много проблем при их атрибутировании. Существуют клоны икон, выполненные на весьма высоком уровне, как по технике письма, так и по подбору материалов. Принимались во внимание и такие особенности старых икон, как покоробленность старой доски и потемнение ее обратной стороны. Кроме того поверхность красочного слоя покрыта кракелюром – сеткой трещин. Возможны следы копоти и ожоги от свечей и лампад, а также другие характерные для этих объектов элементы.

Для изготовления клонов брались старые доски, их пропитывали олифой , смешанной с сажей, что придавало им древний вид. Был разработан ряд приемов по нанесению кракелюров, описанных в специальной литературе по искусству реставрации. Свежеисполненный кракелюр натирали сажей или краской, а то и пылью, покрывая все старой олифой.

В настоящее время одним из главных поставщиков любого контрафакта, электроники, часов или произведений искусства, является Китай. Иконы в связи с большим спросом не составили исключения. Там уже много лет существуют производства православных икон, крестов и другой церковной утвари, являющихся клонами греческих изделий. Причем, на иконах было написано, что они сделаны в Греции.

Наиболее известная история с фальшивыми иконами произошла в апреле 1980 года на аукционе Christi´s при распродаже знаменитой коллекции русских икон Джорджа Ханна. О том, что произошло при этом, подробно описано в книге известного русского специалиста по экспертизе икон В.М. Тетерятникова «Иконы и фальшивки». Был большой скандал, подпортивший репутацию не только устроителей аукциона, но и экспертов, подтвердивших подлинность выставленных на торги икон. Практически все иконы оказались фальшивками – копиями с подлинников из Государственной Третьяковской Галереи. Тем не менее, они были проданы за 3 миллиона долларов!

Для того, чтобы атрибутировать икону, выявить подделку или дополнение оригинала, кроме стилевого анализа нужно точно знать пигментный состав красочного слоя, расположение красочных слоев, структурные особенности, это возможно только при тщательном технико-технологическом исследовании. При этом надо учитывать, что может оказаться необходимым определить характеристики доски. Такие исследования в настоящее время могут быть произведены по бесконтактной методике, разработанной экспертом по древесине Министерства культуры РФ д.т.н. Пищиком И.И.

Очевидно, что такое исследование не будет принципиально отличаться от того, которое проводилось для атрибутирования произведений живописи. Так, рентгеноскопия может выявить участки грунта разной плотности, исследование под микроскопом позволяет выявить особенности кракелюр, исследование иконной живописи в УФ – лучах, химический анализ – все эти лабораторные методы могут дать большой объем информации для эксперта.

ЧАСЫ

Все, знают, что швейцарские часы – самые лучшие в мире. История швейцарских часов насчитывает не одну сотню лет. В наше время швейцарские часы – это показатель статуса и достатка, прежде всего.

Ассортимент швейцарских часов очень велик. Самыми престижными и ественно, дорогими часами считаются часы фирмы Patek Philippe и Rolex. Не менее известными фирмами являются Van Der Bauwede и Zenith.

Клоны швейцарских часов бывают двух видов: фальшивые швейцарские часы или достаточно хорошие копии элитных швейцарских часов. Очевидные фальшивки довольно просто распознать. Как правило, это грубые копии, выполненные без использования необходимого оборудования. А все сходство с оригинальными швейцарскими часами заключается только в грубом внешнем сходстве и надписи на циферблате. Стоят они очень дешево по сравнению с оригиналом. На Кипре «РОЛЕКС» стоит 19, 99 EUR, причем, секундная и другие вспомогательные стрелки просто нарисованы на циферблате.

Совсем по-другому выглядят нормальные клоны ( копии) швейцарских часов известных марок. Многие копии выглядят как оригинальные швейцарские часы при этом настолько достоверно, что даже специалисту порой сложно отличить их от оригинала. Изготовляя копии, швейцарские часы покрывают золотом, сапфировыми стеклами, механизмами ЕТА – фактически это качественные часы, которые повторяют швейцарские часы известной фирмы. Зачастую производители оригинальных швейцарских часов производят качественные копии по известному образцу.

Копируя швейцарские часы с использованием дизайна какой-либо известной модели, мастера используют более дешевый материал, что позволяет сделать их доступными для потребителя среднего класса.

Проблемы с клонированием швейцарских часов возникают только в одном случае – если Вам их продают, как оригинал. Поэтому часто можно встретить такие рекламные слоганы – « Мы не обманываем своих клиентов – у нас Вы можете приобрести только ТОЧНЫЕ КОПИИ ШВЕЙЦАРСКИХ ЧАСОВ».

Однако, следует учесть, что такого понятия как «копия часов» не признается ни производителями ни продавцами часов. Возможны производство и продажа оригинальных часов по лицензии фирмы-разработчика и изготовителя оригинального образца.

Нормальные оригинальные часы должны иметь в первую очередь фирменную упаковку и футляр с логотипом фирмы-производителя, комплект документов (паспорт, гарантийный сертификат, инструкцию по эксплуатации). Если корпус часов выполнен из драгоценных металлов или покрыт золотом, то это отражается как в указанных выше документах и на самом корпусе в виде пробирных клейм или отметок.

Кроме того, есть целый ряд условий, которые позволяют считать часы настоящими швейцарскими; эти условия выработаны Съездом Швейцарских часовщиков в 2007 году. Для механических часов необходимо, чтобы не менее 80% деталей было произведено в Швейцарии и не менее 80 % операций по сборке также проводились на территории Швейцарии. Для часов с кварцевым механизмом аналогичные требования, но при 60% .

Есть и другие требования, но это уже для специалистов.

А.Г. ГАГАРИН
Президент Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Материалы Научных конференций 1995 – 2009 г.г. «Экспертиза и атрибуция». Государственная Третьяковская Галерея; Объединение «Магнум Арс». Москва.

2. Каталог подделок произведений живописи. ч.ч. 1 – 6. Москва.

3. С. Уолден. «Реставрация живописи – спасение или уничтожение?»
«Астрель». Москва. 2007 г.

4. В. Тетерятников. «Иконы и фальшивки». Фонд поддержки гуманитарного знания. Нью-Йорк – Санкт-Петербург. 2009 г.

5. Исследования в консервации культурного наследия. Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 50-летнему юбилею ГосНИИР. Москва, 11-13 декабря 2007 г. – М.: Индрик, 2008. «Документирование исследований и реставрации древнерусской живописи методами высоких технологий». Н.Г. Брегман, В.В. Чистяков

6. Каталоги часов Швейцарских фирм «Watches/Часы, Ежегодник за 2000 – 2012 годы.

7. Журнал «Часовой бизнес» и «Мои часы» 2000 – 2012 г.г.