Автором статьи обозначена проблема стоимостной оценки культурных ценностей, возникшей вследствие новых положений Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. в последней редакции. В настоящее время нет возможности для легального оборота культурных ценностей на территории России. Предложен ряд мероприятий, позволяющих решить эту проблему.

В 1998 году был принят Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ[1], и все последующие годы в него вносились поправки, дополнения и издавались подзаконные акты, в том числе в виде Федеральных стандартов оценки (ФСО). Эта ситуация сохранилась и на сегодняшний день. И вот к чему это привело! В 2017 году были внесены изменения (ред. от 29.07.2017), в соответствии с которыми члены СРОО обязаны иметь квалификационный аттестат, подтверждающий сдачу квалификационного экзамена по специализациям: недвижимое имущество, бизнес, движимое имущество (машины, оборудование, их износ и т.п.). Никакого даже намека на культурные ценности! А ведь все двадцать лет с момента принятия закона об оценочной деятельности осуществлялась оценка культурных ценностей. Но по непонятной причине об этом направлении при подготовке очередных поправок в Закон №135-ФЗ предпочли забыть.

В связи с этим создалась абсолютно ненормальная обстановка в области оценки культурных ценностей:


• ни в одном федеральном документе (ФЗ №135, ФСО и т.п.) нет упоминания об оценке и оценщиках культурных ценностей (произведений искусств любых направлений);
• с 1 апреля 2018 г. нет возможности оценивать культурные ценности вообще, и в частности, произведения живописи, скульптуры, иконы, ювелирные изделия, предметы декоративно-прикладного искусства, нумизматические и филателистические материалы, антиквариат всех видов и т.п. с соблюдением ФЗ №135, ФСО и т.п.

Эта ситуация предопределена тем, что до сих пор нет принятых и утвержденных на федеральном уровне программ подготовки специалистов в области оценки культурных ценностей и методических рекомендаций по оценке данных ценностей.

Из-за этой ненормальной ситуации без работыосталась масса специалистов в этой востребованной и важной деятельности, связанной с оборотом большого объема средств. По некоторым данным этот объем составлял на начало 2017 года около 5 миллиардов долларов США.

Таким образом, Российская Федерация лишается легального оборота культурных ценностей со всеми вытекающими отсюда последствиями!

Формально для того, чтобы иметь право заниматься оценкой культурных ценностей, необходимо сдать квалификационный экзамен по оценке движимого имущества. При сдаче этого экзамена требуется знать «затратный» и «доходный» подходы к оценке объекта оценки. В силу специфики объектов оценки (произведений искусства) есть и другие сложности, которые невозможно преодолеть при сдачи этого экзамена специалистам, в течение многих лет работающих над оценкой культурных ценностей. Очевидно, что для этих специалистов необходима активная правовая поддержка на федеральном уровне, в частности от Министерства культуры России.

Проблема экспертно-оценочного обеспечения оборота культурных ценностей касается широкого круга организаций, как федерального уровня, так и частных предприятий, и фирм – это ФТС, ФСБ, СК РФ, МВД, ФНС, Министерство культуры РФ, в том числе музеи, страховые кампании, банки, коллекционеры и др.

Что необходимо делать? Поскольку проблема касается культурных ценностей, то, очевидно, в первую очередь в ее решении заинтересовано Министерство культуры РФ, а именно, Департамент культурного наследия. Под эгидой Минкультуры РФ желательно и возможно объединить в общую группу специалистов-экспертов и оценщиков, которые смогут проводить работу по экспертизе и оценке культурных ценностей.

Это может быть структура, аналогичная созданной при Торгово-промышленной палате РФ, а именно, АНО «Союзэкспертиза», имеющей многолетний успешный опыт работы в масштабах Российской Федерации.

С этой организацией Коллегия экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата давно сотрудничает и, являясь членом ТПП РФ, совместно выпустили Методические рекомендации по оценке произведений искусства [3].

Эта деятельность будет включать в себя следующее:

• разработка методических рекомендаций по оценке культурных ценностей;
• выработка общих ценностных параметров для каждого вида произведения искусства;
• единообразный подход к ценностным характеристикам произведения;
• ранжирование параметров (по убыванию или возрастанию);
• совместный анализ арт-рынка;
• обмен информацией.

Создание такой группы необходимо по целому ряду причин. Во-первых, существует проблема подделок и фальсификации практически по всем видам произведений искусства, которая может затруднить оценку без полноценной экспертизы и атрибуции. Во-вторых, оценщик практически всегда будет должен обращаться к экспертам-искусствоведам для уточнения тех или иных вопросов, влияющих на ценность объекта оценки.

Следовательно, эксперты и оценщики должны работать в едином правовом и информационном поле, в частности, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2017 года) ст.2, п.3. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом» [2]..

Необходимы также и дополнительные необходимые нормативные документы, обеспечивающие полноценную экспертно-оценочную деятельность.

Для реализации этих мероприятий необходимо создать рабочую группу при Минкультуры РФ (соответствующие Департаменты) с участием представителей заинтересованных структур и организаций.

Откладывать это нельзя, так как в ближайшее время возникнут конфликты из-за невозможности стоимостной оценки никаких видов культурных ценностей, начиная от простых ювелирных изделий до сложнейших скульптурных композиций или произведений живописи. Об этой проблеме автор говорил на Международных конференциях «Стоимость собственности: оценка и управление» [4, 5].

Таким образом, очевидна острота проблемы и необходимость ее скорейшего решения в интересах государства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ

2. От 29 июля 1998 г. с изменениями от 1 июля 2017 г. Статья 21.1. Квалификационный экзамен в области оценочной деятельности.

3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (последняя редакция). Ст.2. п.3.

4. Оценка стоимости произведений искусства, в том числе антикварных изделий. Методические рекомендации. Система стандартизации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. СТО ТПП 61-23-11. Издание официальное. М. 2011 г.

5. Гагарин А.Г. Оценщик культурных, исторических и художественных ценностей – кто он? – Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 27 ноября 2014 г. М. Изд. Дом Университет СИНЕРГИЯ.

6. Гагарин А.Г. Методическое и профессиональное обеспечение оценки культурных ценностей. – Материалы Девятой Международной научно-практической конференции 27 ноября 2017 г. М. Изд. Дом Университет СИНЕРГИЯ.

А.Г. Гагарин

Президент НП «Коллегия экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата», кандидат технических наук, главный эксперт-оценщик