Об оценке произведений искусства

Произведения искусства и в том числе антиквариат являются весьма специфическими видами собственности, имеющими ряд свойств, отличающих их от других более часто встречающихся видов собственности таких, как недвижимость, имущественные комплексы, машины и оборудование и т.п. Оценка недвижимости, машин и оборудования, транспортных средства, земли, действующие предприятия и т.н. основана на вполне определенных разделах экономической науки.

Что же касается произведений искусства и антиквариата, то оценка этих видов собственности не имеет теоретической экономической базы и в настоящее время в этом виде оценочной деятельности отсутствует какой-либо механизм регулирования.

Действительно, оценка этих видов собственности не может быть основана на общепринятых экономических подходах. Отсутствуют общие теоретические принципы с экономическим обоснованием для создания единой методики стоимостной оценки произведений искусства и антиквариата. Скорее всего, для теоретиков-экономистов это невыполнимая задача. Попытки некоторых из них отнести произведения искусства к движимому имуществу не выдерживает никакой критики.

Процедура оценки произведений искусства и предметов антиквариата, безусловно должна начинаться с атрибутации и экспертизы оцениваемого предмета (объекта оценки).

В этом случае оценщик, если он не обладает специальными знаниями, должен обратиться к эксперту — искусствоведу, который должен ответить на несколько важных принципиальных вопросов.

Основным вопросом является установление авторства и подлинности предмета — объекта оценки, т.е. от параметров, которые и определяют рыночную стоимость конкретного произведения искусства. Подлинным произведением конкретного художника считается лишь то, которое выполнено им собственноручно или с его непосредственным участием.

В тоже время искусствоведческая экспертиза не всегда может дать ответ на вопросы об авторстве, месте и времени создания произведения, не решив вопроса о его подлинности. Однако для того, чтобы отличить подделку от подлинника, необходимы специальные знания о произведении — особенности техники автора, особенностей материалов, им использованных и ряд других важных параметров, определяющих статус данного объекта оценки.

При этом, помимо навыков искусствоведческой экспертизы, необходимо знание рынка этих предметов. Недостаточное понимание специфики рынка антиквариата и произведений искусства может привести к серьезным ошибкам в определении рыночной стоимости предмета. Развитие в последние годы рынка произведений искусства и в особенности антикварного рынка привело к появлению большого количества подделок и фальшивок. Между экспертами и авторами подделок и фальшивок идет постоянная борьба и гонка. Эксперты пытаются поймать мошенников на мельчайших нарушениях в составах материалов или технологии. А те, в свою очередь, учитывая промахи, совершенствуют свое мастерство. В результате такой гонки в ряде случаев фальшивка приобретает самостоятельную художественную ценность. По этой причине помимо искусствоведческой экспертизы зачастую возникает необходимость в технико-технологической экспертизе, включающей в себя физические и химические методы исследования. Эксперт, проводящий такую экспертизу, кроме владения собственно методами исследования, должен быть специалистом в историческом материаловедении и в истории методов и технологий, использовавшихся при создании произведений искусства и материальной культуры. Смысл всей этой работы сводится к тому, чтобы выделить уникальные признаки материалов или техники, которые позволят прямо или косвенно датировать исследуемый объект.

Что же следует отнести к объектам оценки в данном случае? Основываясь на общепринятых понятиях можно отнести к этой категории видов собственности:

  • полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);
  • оригинальные произведения скульптуры из любых материалов;
  • оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;
  • редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно и в коллекциях;
  • почтовые, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях;
  • архивы, включая фоно-, фото-, и кинодокументы;
  • мебель более чем столетней давности;
  • старинные музыкальные инструменты;
  • предметы быта антикварного возраста.

Очевидно, что в перечень предметов, представляющих собой культурную ценность, входят различные по своему содержанию и назначению вещи, которые тесно связаны с историей развития того или иного народа, с его культурой и национальными особенностями.

Президент «Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата»,
к.т.н. А.Г. Гагарин