Что он оценивает?

Для целей настоящего Профессионального стандарта «Оценщик исторических, культурных и художественных ценностей» при определении стоимости к историческим, культурным и художественным ценностями по предметно-тематическим специализациям относится следующее:

Художественные ценности, в том числе:

Картины, рисунки ручной работы на любой основе и из любых материалов;

Оригинальные скульптурные произведения, рельефы из любых материалов;

Оригинальные художественные композиции, монтажи из любых материалов;

Предметы культового назначения (в том числе иконы);

Гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

Произведения декоративно-прикладного искусства (художественные изделия из стекла, фарфора, керамики, дерева, металла, драгоценных камней, кости, ткани и других материалов);

Изделия традиционных народных художественных промыслов;

Составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

Исторические ценности, в том числе:

Связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства;

Связанные c историей науки и техники;

Относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

Культурные ценности, в том числе:

Старинные книги и издания, представляющие особый исторический, художественный, научный и литературный интерес;

Редкие рукописи и документальные памятники;

Архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

Уникальные и редкие музыкальные инструменты;

Почтовые марки, иные филателистические материалы;

Старинные монеты;

Денежные знаки, ценные бумаги, боны

Ордена, медали;

Другие предметы коллекционирования;

Редкие коллекции и образцы флоры и фауны;

Предметы, представляющие интерес для следующих наук — минералогия, анатомия и палеонтология;

Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение;

Взятые государствами под охрану памятники истории и культуры.

Исключение из настоящего Профессионального стандарта «Оценщик исторических, культурных и художественных ценностей» при определении стоимости: памятники архитектуры и объекты культурного наследия, относящиеся к недвижимому имуществу.

Категории сложности исторических, культурных и художественных ценностей:

I категория сложности – исторические, культурные и художественные ценности возраст, которых не превышает 50 (пятьдесят) лет;

II категория сложности – исторические, культурные и художественные ценности возраст, которых не превышает 100 (сто) лет, но более 50 (пятьдесят) лет; III категории сложности – исторические, культурные и художественные ценности возраст, которых превышает 100 (сто) лет.

Его ответственность.

Статья 24.6. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности.

(Введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 157-ФЗ).

Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, подлежат возмещению в полном объеме за счет имущества оценщика или оценщиков, причинивших своими действиями (бездействием) убытки или имущественный вред при осуществлении оценочной деятельности, или за счет имущества юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

(Часть вторая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).

Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, также подлежат возмещению в полном объеме за счет страховых выплат по договору страхования ответственности юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, за нарушение договора на проведение оценки и причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности

Кто дает ему уверенность в том, что объект оценки – подлинник?

Вся работа «Оценщика исторических, культурных и художественных ценностей» и ее результаты целиком и полностью зависят от различной специализации экспертов. Эксперты подтверждают подлинность, сохранность и культурную значимость объекта оценки. Но конечный результат этой комплексной работы полностью на ответственности оценщика.

Ответственность экспертов.

Юридически эксперты (любой специализации) не несут никакой ответственности. Нет таких нормативных актов.

Виды экспертиз и специализация экспертов.

К основным задачам искусствоведческой экспертизы относятся:
—установление или отклонение авторства;
— датировка произведения;
— определение состояния сохранности;

Для принятия окончательного решения о происхождении произведения нужны выводы технико-технологической экспертизы.

Основные технико-технологические исследования включают в себя:
I. Микроскопический анализ.
II. Исследование в УФ-диапазоне излучения.
III. Исследование в ИК-диапазоне излучения.
IV. Рентгенографический анализ.
V. Анализ фактуры живописной поверхности.
VI. Анализ химического состава живописных материалов.

Возможности указанных видов исследований:

I. Микроскопический анализ

Один из самых информативных видов экспертизы художественных произведений позволяет:
— наиболее точно определить состояние сохранности произведения;
— сделать вывод о способе нанесения подписи;
—предположить ориентировочную датировку произведения по живописным материалам, техническим признакам нанесения грунта и способам построения красочного слоя;
— установить технологические признаки оригинальности или вторичности работы;
— для решения вопроса об авторстве соотнести результаты микроскопических исследований произведения с банком эталонных данных по технологии картин предполагаемого художника.

  1. Микроскопический анализ позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, в частности распознать старые тонировки и записи, не выявляемые в УФ-лучах из-за лаковых наслоений. Только при исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и рельефу залегания, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и порой уже имеющие общий с ним кракелюр. Их рентгеновская плотность часто не дает контраста, поэтому выявить их на рентгенограмме так же сложно, как и в УФ-лучах.

В отдельных случаях при «творческой» реставрации может быть изменен цвет некоторых деталей: волос, глаз, костюма, фона и пр. Исследование под микроскопом дает возможность по остаткам красочного слоя узнать исходную цветовую гамму произведения.

2. Исследование под микроскопом позволяет определить способ нанесения подписи, так как только при сильном увеличении можно увидеть тончайшие нюансы ее залегания и установить, написана ли она одновременно с красочным слоем или нанесена позже по кракелюру, загрязнениям, потертостям, реставрации.

Даже не авторская подпись может быть столь давней, что частично приобретет кракелюр, общий с авторской живописью.

Способ нанесения подписи имеет наиболее важное значение, так как начертание автографа можно искусно подделать. Задача идентификации подписи существенно упрощается, если она выполнена: а) по сырому, б) полусырому красочному слою, в) теми же пастами, которыми написана картина.

3. Микроскопическое исследование позволяет ориентировочно датировать картину на основании анализа ее структуры, пигментного состава и приемов построения живописи. Знания о холстах, грунтах, составе, замесе и перетире пигментов, а также диапазоне применения конкретных живописных материалов и приемах построения красочных слоев дают возможность выдвинуть предположительную датировку. Наиболее объективный вывод о времени создания произведения делается в комплексе с результатами иконографического, стилистического и химического анализа.

4. Микроскопический анализ помогает установить вторичность произведения, технологическим признаком которой в отдельных случаях может являться отсутствие подмалевка.

5. При решении вопроса об авторстве учитываются результаты всего комплекса исследований, в котором микроскопический анализ играет немаловажную роль. Исследование грунта, состава и соотношения пигментов, определение последовательности построения изобразительных деталей (например, последовательность завершения элементов лица, одежды или аксессуаров и т.п.), особенностей построения красочных слоев позволяют составить представление о живописных материалах и технических приемах конкретного автора. Детальное технологическое исследование картины дает возможность на фоне общих признаков времени выделить характерные особенности, свойственные индивидуальной манере художника.

Весьма существенно то, что микроскопический анализ является экспресс-методом технологической экспертизы, результаты которого совместно с результатами иконографического и стилистического анализа позволяют либо сразу решить вопрос о времени создания, школе живописи и оригинальности картины, либо, при решении вопроса об авторстве и затруднении в датировке, наметить дальнейшую перспективу исследований.

II. Исследование в УФ-диапазоне излучения

УФ-лучи, воздействуя на картину, позволяют увидеть либо интегральное свечение лака, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает возможность:
— получить некоторую информацию о состоянии сохранности произведения (утраты и реставрационные вмешательства);
— выявить угасшие надписи и подписи, сделанные железогалловыми чернилами, ртуть- и железосодержащими пигментами;
— выявить отдельные датирующие пигменты (например, цинковые белила);
— получить информацию о глубине залегания подписи (под лаком, между лаковыми слоями, поверх лака, по утратам, по реставрации).

Результаты исследований проверяются данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава проб.

Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих об имеющейся реставрации, загрязнении или об отсутствии лаковой пленки.

При необходимости проводится фотофиксация картины при УФ-облучении.

III. Исследование в ИК-диапазоне излучения

Исследование проводится с использованием электронно-оптического преобразователя, трансформирующего ИК-изображение в видимое, позволяющее:
— увидеть нижележащие слои живописи (композиционные изменения или переписки);
— распознать под красочным слоем подготовительный рисунок и масштабную сетку при ее наличии;
— выявить надписи и подписи, нанесенные углеродсодержащими материалами;
— выявить угасшие надписи и подписи;
— определить поверхностные и глубинные реставрационные вмешательства.

Для ИК-лучей прозрачными являются лак, загрязнения, тонкие слои живописи. В тепловых лучах хорошо выявляются сажа, уголь, графитный карандаш, тушь и иные углеродсодержащие материалы.

Наиболее важную информацию можно получить при исследовании подготовительного рисунка, который является скрытым технологическим авторским признаком. Рисунок свободный, с правками и композиционными изменениями, как правило, свидетельствует об оригинальности работы. Рисунок жесткий, с обрисовкой границ светотени и контуров чаще всего указывает на вторичность картины. В отдельных случаях наличие масштабной сетки также может указывать на вторичность произведения.

Выявление индивидуальных особенностей рисунка конкретного мастера и сравнение их с эталонным рядом — один из существенных инструментов экспертизы при решении вопроса об авторстве.

IV. Рентгенографический анализ

Исследование дает возможность:
— определить состояние сохранности произведения (утраты, реставрационные вмешательства, признаки перевода на новую основу);
— увидеть нижележащее изображение, а также правки и изменения композиции;
— определить некоторые живописные материалы;
— увидеть индивидуальные авторские приемы нанесения грунта (в отдельных случаях), построения красочного слоя и характер мазка при моделировке форм.

При анализе рентгенограмм основными качественными характеристиками являются читаемость изображения, степень контрастности светотеневого построения, выявляемость и форма отдельных мазков.

Читаемость изображения обусловлена особенностями основы, составом грунта и красочных паст, толщиной и количеством грунтовых и красочных слоев, приемами моделировки форм и типом использованных кистей, а также наличием реставрационных вмешательств. Рентгенографический анализ играет существенную роль при решении вопроса о времени создания картины, школе живописи и авторстве произведения.

V. Анализ фактуры живописной поверхности

Исследование проводиться визуально, по макрофотографиям, под микроскопом и позволяет:
— получить информацию о состоянии сохранности;
— выявить индивидуальные почерковые особенности автора и общие признаки, характерные для художников определенного времени и школы;
— увидеть приемы и последовательность построения живописной поверхности;
— получить информацию о художественных материалах и технике живописи.

Макрофотографии фактуры живописи и рентгенограммы несут важную информацию об индивидуальных почерковых приемах автора.

Важными качественными показателями при анализе фактуры поверхности являются соотношение основы, грунта, красочных и лаковых слоев, технические приемы построения живописи, консистенция красок, конфигурация мазков, тип кракелюра, особенности художественных материалов и пр.

Интерпретация результатов анализа фактуропостроения помогает решить вопрос об авторстве, копийности, времени создания произведения, школе живописи.

VI. Анализ химического состава живописных материалов

Результаты химического анализа:
— несут информацию о времени создания произведения;
— содержат определенные сведения об индивидуальных технических приемах художника и используемых им живописных материалах.

Данные, полученные в процессе комплексной экспертизы, сопоставляются с эталонным материалом, после чего делаются окончательные выводы об авторстве, времени создания, школе живописи и т.д.

Экспертов много, и кто из них за что отвечает?

В итоге, несмотря на очевидную несуразицу ответственность за конечный результат всего комплекса экспертно-оценочных работ, несет один оценщик. Это необходимо исправлять, так как подобное положение оказывает негативное влияние как на внутренний так и внешний арт-рынок.

7. Отсутствие правовой базы влияет на статус российской экспертизы на мировом арт-рынке.из-за этого практически не признаются экспертные заключения даже самых наших авторитетных экспертных организаций, не говоря уже об частных специалистов самой высокой квалификации.

8. Нужен федеральный закон об экспертизе культ., ист. и худ. ценностей.